Личная нравственность и ее общественная мера

Не будет преувеличением утверждение о том, что жизнь и благополучие общества, страны, государства в огромной степени определяется личной нравственностью его жителей.

Справедливость этого утверждения, на качественном уровне, очевидна.

Но для практического применения в реальной жизни этого мало.

Необходимо уточнение следующих вопросов:

-что такое нравственность,

-чем измерять благополучие общества,

-как оценивать влияние нравственности отдельного человека на состояние страны и государства.

Интуитивно каждый человек знает ответы на эти вопросы. Однако, у каждого свое представление об этом. Вместе с тем, общество это большая и сложная система. Между его составными частями существуют взаимосвязи, определяющие состояние общества. Для их учета необходимо определение закономерностей их взаимодействия.

Актуален ли этот вопрос?

Актуальность несомненна и будет возрастать по мере развития общества, независимо от его политического строя.

Безнравственный диктатор не способен обеспечивать процветание страны.

Всеобъемлющая «демократия», опирающаяся на безнравственных членов общества, недееспособна.

Современная жизнь мира лучшее тому подтверждение. Современный английский писатель Д.Френсис в книге о современной Англии вкладывает в уста своего благородного (нравственного во всех смыслах) героя слова: «…современный мир насквозь аморален…».

Коррупция, пронизывающая современную Россию, является следствием низкой нравственности.

Безнравственны законодатели, создающие «удобные» для себя законы. Современному поэту Николаю Ильину не случайно принадлежат строки, написанные в начале этого века:

«Законы нравятся Вороне.

Ворона вор, но вор в законе».

Вернемся к вопросу о том, какой смысл вложен в понятие «личная нравственность».

Личная нравственность это органически присущая человеку система правил поведения, которые определяют принимаемые решения и осуществляемые действия.

Принимая решение, человек опирается на множество внутренних правил. Эти правила ограничивают область допустимых решений по характеристикам добра и зла, чести и бесчестия, смелости и трусости, правды и лжи, … . Принимаемые решения опираются на следующие положительные характеристики нравственности личности: щедрость, доброта, отзывчивость, великодушие, мужество, верность. правдивость, самоотверженность, трудолюбие, скромность, гордость и т.д.

Вместе с тем, принимаемые решения могут быть следствием негативных характеристик личности: эгоизм, тщеславие, лень, жадность, трусость, нечестность, подлость и т.п.

Человек не рождается с готовой нравственной системой. Она формируется в процессе жизни, в семье, в школе и т.д. Ее качество зависит от состояния нравственности общества.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о справедливости следующих законов.

Закон 1. Все принимаемые человеком решения неразрывно связаны с его личной нравственностью.

Важность этого закона в том, что от решений принимаемых свободным человеком, в числе которых и поставленные перед собой цели, зависит вся его жизнь.

Следующий вопрос о количественной мере благополучия в обществе, стране, государстве и ее зависимости от личной нравственности людей.

Существует объективный закон, не менее справедливый, чем законы физики, например, такие как законы Ньютона.

Этот закон можно сформулировать так:

Закон 2: Каждое принятое и исполненное человеком решение изменяет качественное и количественное состояние страны и общества в целом.

Следствием этих двух законов является утверждение:

так как принимаемые человеком решения зависят от его нравственности, то от состояния нравственности каждого человека в той или иной степени обязательно зависит состояние и будущее страны и общества.

Практически слабо исследованным является вопрос о количественной стороне взаимосвязи между личной нравственностью и состоянием общества.

Сначала небольшие примеры.

1. Если нравственные принципы человека ставят его личные интересы выше общественных и его целью становится властвование над людьми, то в случае их достижения он временно или пожизненно становится диктатором. История свидетельствует о том, к какому количественному урону, вплоть до гибели миллионов людей это может приводить.

2. Желание любыми способами добиться личного обогащения, в случае успеха и умелого использовании власти, приводит к созданию финансовых империй и появлению возможности «делать деньги из денег». При этом принятие безнравственных решений влечет за собой инфляцию, кризисы, безработицу. Количество потерь при этом, как для отдельных людей, так и для общества, огромно.

Вывод о том, что причиной безработицы является «отсутствие денег», совершенно безнравственен.

О какой безработице может идти речь, при наличии невыполненной работы для ликвидации бездорожья, для своевременного удовлетворения потребности в достойном жилье, для решения научных задач по обеспечению безопасности человечества от космических угроз!

Основная цель появления денег, как вспомогательного средства для сокращения затрат общественного времени при товарообмене на рынке и в экономике в целом, становится второстепенной.

Вернемся к вопросу о возможности получения объектив­ной и измеряемой оценки влияния каждого отдельного человека на благополучие общества.

Ответ на него может быть получен из следую­щих соображений:

Главный ресурс человека это время его жизни.

Отметим, что время это количественно измеримая величина.

Все личное время каждого человека делится на 2 части. Первая часть затрачивается на потребление, — удовлетворение своих духовных или материальных потребностей. При этом он использует то, что создает сам и то, что было произведено за счет времени труда других людей.

Вторая часть затрачивается на то, что человек производит для удовлетворения потребностей других людей.

Этот процесс, потребление – производство, начинается с момента рождения каждого человек и заканчивается с его уходом в мир иной.

Всю жизнь человека можно разделить на 3 периода.

Первый период. Время жизни от момента рождения до момента, когда человек становится потенциально способным своим трудом удовлетворять не только свои текущие потребности, но и потребности других людей.

Особенности этого периода. Идет нравственное воспитание ребенка. Он принципиально не может своим трудом обеспечивать свои потребности. Накапливается объем затрат времени общества на удовлетворение материальных и духовных потребностей ребенка.

Второй период начинается с момента окончания первого периода, и заканчивается тогда, когда человек уже не способен своим трудом удовлетворять свои потребности.

Особенности этого периода.

Вариант первый. От точки взросления человек, в соответствии со своими нравственными установками, начинает принимать участие в жизни общества. При этом он производит больше своих личных потребностей. Наступает момент, когда суммарный объем им произведенного становится равным затратам первого периода. В дальнейшем, до окончания второго периода, деятельность человека является источником удовлетворения потребности подрастающего поколения, средством накопления ресурсов для обеспечения самого себя в третьем периоде жизни, а также условием развития общества.

Первыми количественными характеристиками данного варианта являются:

— количество личного времени затраченного человеком на производство,

— суммарное время жизни членов общества, потребности которых будут при этом обеспечены.

Вариант второй. Став взрослым, человек остается потребителем. Причины могут быть разными. Одна из основных это негативные нравственные качества человека, — лень, преступные наклонности, и т.п.

Не менее существенной причиной может быть общественная нравственность (безнравственность), как источник разрушения нравственности личности, либо неспособности общества создать условия для реализации созидательного потенциала личности (безработица, войны, экологические условия и т.п.).

Эти соображения справедливы для каждого человека и если суммарно для большинства людей в стране, регионе, в обществе складываются условия второго варианта, то их деградация неизбежна.

Данный вариант пример негативной личной или общественной нравственности. Добавим, что общественная нравственность это, в конечном счете, проявление личной нравственности всех членов общества.

Третий период заканчивается с уходом человека из жизни.

Перечисленные соображения это база создания теории количественного учета влияния личной нравственности на общество.

Практическое использование данного подхода стало возможным с появлением электронных сетей по следующим соображениям:

1.Количество потребностей человека и общества велико, но конечно. Поэтому их учет вполне возможен с использование баз данных.

2. Основной мерой каждой личной потребности (материальной, духовной), также как и производства средств (услуг) для ее удовлетворения, является доля затраченного социального времени.

3. Динамический учет размера вклада общества в удовлетворения потребности каждого человек и его вклад в удовлетворение потребностей других людей (общества, страны) может быть автоматизирован.

4. Каждый человека сможет создать свой личный «Электронно–социально– экономический паспорт». Это позволит человеку видеть свою реальную роль в обществе.

За рамками данной статьи остался вопрос, тесно связанный с рассмотренным, о целях личности, коллектива, предприятия, учреждения, государства, общества и взаимосвязями между ними. Некоторые соображения на эту можно найти в опубликованной литературе.

.

1.Гвардейцев М.И., Кузнецов П.Г. , Розенберг В.Я. Математическое обеспечение управления. (Меры развития общества.) – М.; Радио и связь. 1996.

2. Розенберг В.Я. Народ и власть. Теория и практика Труды Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета.